НПСО [252] |
Орское народовластие [103] |
Чистый город [13] |
Авторские статьи [360] |
Город [266] |
Политика [217] |
Культура [160] |
Общество [457] |
Спорт [463] |
Общественный монитор [47] |
Видеоновости [18] |
19:18 Есть ли Бог в конституциях исламских республик и республик, которые в нашем общем восприятии являются исламскими? | |
Итак, Конституция Республики Казахстан (вступила в силу 05.09.1995): Статья 19 1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Конституция Казахстана очень похожа по духу и букве на Конституцию России, впрочем, как и конституции других стран – союзных республик СССР. Собственно, Советский Союз тоже, я полагаю, был под римским (континентальным) правом, однако хотя бы идеологический и концептуальный быль контроль (в частности, речь о Сталине). А нынче любая государственная идеология как будто под запретом (см. статью 13.2 Конституции РФ). Притом Конституцией СССР от 1977г. закреплялся только один личностный правовой статус – гражданина (наличие прав и обязанностей). В современной российской же их минимум два – гражданина и человека, а значит, помимо прав у нас потенциально есть еще и свободы от рождения, как у римских патриций. (Почему бы и нет.) Одновременно свобода вероисповедания (см. выше статью 19.1) и свобода совести (см. статью 22 ниже) описаны в разных нормах, а значит, имеют различную природу: Статья 22 1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. В нашей российской Конституции обе эти свободы – в одной общей норме, разделены запятой (см. статью 28) и как будто сливаются в единую религиозную, что в корне не верно. Вероисповедание – официальная принадлежность к одной из разновидностей религии (по толковому словарю Ожегова), а совесть (чувство нравственной ответственности за свое поведение) – это ген Бога, по моему личному мнению (ваше может отличаться). Казахстанский Основной Закон в этом плане только подкрепляет мое предположение. Конституция Сирийской Арабской Республики (принята на референдуме 26.02.2012) говорит вот о чем: Статья 3 Религией президента республики является ислам, Исламская юриспруденция должны быть основным источником законодательства. Иными словами, простой гражданин вправе исповедовать любую другую религию, а источников права может быть несколько. Хотя приоритет, очевидно, законодатели дают исламу, но притом Коран как источник права прямо не указан. Толкованием Конституции и госактов занимаются соответствующие органы судебной власти, поэтому делаю лишь предположение. «Божественное начало», «Божественная природа», «Бог» в Законе отсутствуют. Давайте посмотрим теперь Конституцию Исламской Республики Иран (была утверждена в 1980 г., пересмотрена в 1989 г.). Статья 1 Государство Иран является исламской республикой, согласно которой иранская нация, основанная на традиционной вере в правительстве истины и справедливости [раскрывается] в Коране <…> Статья 2 Исламская Республика - это система, основанная на вере в следующие принципы: 1. Монотеизм (выраженный в утверждении «нет бога, кроме Бога»), суверенитета и права, принадлежащих исключительно Богу, и необходимости соблюдать Его заповеди. 3. Воскресение и его конструктивная роль в процессе совершенствования направляют человечество к Богу. 4. Божественная справедливость в Творении и в Законе. 6. Достоинство человека и благородные человеческие ценности, а также свободная воля человека с ответственностью, которая сопровождает его перед Богом. Исламская Республика обеспечивает установление правосудия, политической, экономической, социальной и культурной независимости и национальной целостности посредством: а. Непрерывное толкование квалифицированных исламских юриспруденций, осуществляемое на основе Корана. Статья 12 Официальной религией Ирана является ислам <…> Отмечу, что статьей 28 Конституции России закреплена гарантия свободы вероисповедания, статьей 14.1. – «светскость государства», т.е. официальной религии в нашей стране быть не может, соответственно, нельзя было прописать в Основном Законе РФ, что он базируется на каком-то конкретном Священном Писании, да и вообще на собрании священных книг. Однако этот факт ни в коем случае не опровергает божественную природу человека. Наконец, статья 56 Абсолютный суверенитет над миром и человечеством принадлежит Богу, который хотел, чтобы человечество было суверенным над своей социальной судьбой. Никто не может лишить человека такого права, которое имеет божественное происхождение, и не порабощать это право на личные или групповые интересы <…> Любопытно, что в иранской Конституции есть такое понятие как «религиозная юрисдикция» (статья 12). Значит ли это, что Коран имеет юридическую силу, правовое поле? Почему бы и нет. Недаром ведь эта страна официально находится в Мусульманской правовой системе (семье), правосудие вершится на основе предписаний шариата. Да и вообще полезно почитать Основной (?) Закон Ирана – Конституцию в свете последних и грядущих мировых событий. Примечание. Всё написанное выше представляет собой точку зрения, авторский правовой ликбез. Юлия Галкина, юрист | |
|
Всего комментариев: 0 | |
|